Статья
Авто

Утилизационный сбор: что изменится с 1 ноября 2025 года

14 сентября в 11:23
4,8
203 оценки
1623

Утилизационный сбор в России — это обязательный платеж при выпуске на рынок или при ввозе транспортного средства. Он компенсирует расходы государства на утилизацию автомобилей в будущем и частично заменяет таможенные платежи. Устанавливается он Правительством РФ: сейчас — постановлением № 1291 от 26 декабря 2013 года с последующими изменениями. Базовая ставка для легковых машин (категория М1) составляет 20 000 рублей, а для грузовых — 150 000. Итоговая сумма зависит от объема двигателя, возраста и веса автомобиля, а также — от мощности, согласно ранее действующим коэффициентам и схема́м индексирования (например, с 1 октября 2024 года сбор вырос сразу на 70–85 %, а далее ежегодная индексация на 10–20 % действует до 2030 года).

С начала 2025 года — с 1 января — уже произошло существенное повышение утильсбора, особенно для электромобилей и гибридов. Ставки выросли многократно: например, для электромобилей старше 3 лет сбор дошел до ≈1,17 млн рублей

Что изменится с 1 ноября 2025 года

1. Новая методика: привязка к мощности двигателя

С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует изменить порядок расчета утильсбора для легковых автомобилей (категория М1). Теперь итоговая сумма будет зависеть не только от объема двигателя, но и от мощности — вводится прогрессивная шкала. Базовая ставка рассчитывается по типу и объему двигателя, а коэффициент будет формироваться с учетом мощности автомобиля.

Льготная ставка по-прежнему сохранится для физлиц — но только для авто с мощностью до 160 лошадиных сил.

2. Электромобили и гибриды: мощность до 80 л.с. под льготу

Особое внимание получат электромобили и последовательные гибриды. Для них также сохранят льготную ставку (3400 рублей) или другую выгодную категорию — но лишь при мощности до 80 л. с. включительно. Автомобили с мощностью выше 80 л.с. попадут под существенно более высокие ставки сбора, что отразится на конечной цене для физических и юридических лиц.

3. Как это затронет рынок и покупателей

Повышение утильсбора, особенно связанное с мощностью и типами двигателей, приведет к ощутимому подорожанию мощных автомобилей. Электромобили с большим запасом хода и высокой мощностью — например, более 280 л.с. — могут подорожать на миллионы рублей

Вследствие этого ожидается всплеск спроса на автомобили с мощностью менее 160 л.с., чтобы успеть приобрести по старым ставкам. Также, озабоченные покупатели могут активнее выбирать официально представленные бренды, а не машины, ввозимые неофициально, поскольку рост утильсбора сделает альтернативные схемы менее выгодными

Изображение: Сергей Орлов / info-box24.ru

Почему это важно

  1. Цены заметно вырастут на автомобили с мощными двигателями. Особенно — электромобили и гибриды с высокой мощностью, из-за увеличенных ставок утиля.
  2. Выбор авто под давлением льгот: физлица будут стараться выбрать машины ≤ 160 л. с., а электрокары — до 80 л. с., пока так выгоднее.
  3. Официальные бренды получат преимущество над «серым импортом», потому что для юрлиц ставки выше, и импортные схемы становятся затратнее.

Советы покупателям и автолюбителям

  • Если вы планируете покупку автомобиля мощностью более 160 л.с., лучше сделать это до 1 ноября 2025 года, чтобы избежать резкого роста платы.
  • Разберитесь заранее в мощности двигателя, особенно при покупке электрокара — она становится главным критерием льготной ставки.
  • Обратите внимание на правила ввоза через физлиц, чтобы понять, сохранят ли за вами льготу или надо будет платить по новым высоким ставкам.
  • Следите за официальным сайтом Минпромторга и проектами постановлений — до 1 ноября еще возможна корректировка правил