штрафовать водителей без ОСАГО
Статья
Авто

Почему в России пока не могут автоматически штрафовать водителей без ОСАГО

В России снова обсуждают идею автоматического штрафования автомобилистов, которые ездят без ОСАГО. Но запуск этой системы пока откладывается. О причинах рассказал депутат Госдумы Ярослав Нилов в интервью «Газете.Ru».

Почему система не работает

По словам депутата, идея фиксировать отсутствие полиса через дорожные камеры обсуждается уже несколько лет. Однако аппаратно-программный комплекс до сих пор не удалось полноценно настроить и протестировать.

«Сроки эксперимента переносились не раз, и пока эта система не работает. Камеры не могут корректно идентифицировать, есть ли у конкретного водителя ОСАГО. Ведь полис сейчас прикрепляется не к человеку, а к номеру автомобиля. Но за рулем может быть вовсе не тот, кто вписан в страховку», — пояснил Нилов.

Нужно время, чтобы оформить страховку

Парламентарий считает, что даже если нарушение выявлено, водителю стоит дать минимум сутки, чтобы он успел оформить полис.

«Сегодня можно купить электронный полис хоть на один день, но он начинает действовать не мгновенно. Если камеры будут фиксировать нарушение сразу, за сутки может накопиться десятки протоколов, и тогда человек рискует лишиться машины. Это неправильно», — отметил депутат.

По его словам, экспертная группа при Госдуме уже готовит поправки, которые позволят вводить разумные сроки для оформления страховки после фиксации нарушения.

В чем главная проблема ОСАГО

Нилов также обратил внимание, что наличие собственного полиса не всегда гарантирует защиту. Водитель может пострадать в аварии, но если у виновника ДТП ОСАГО нет, добиться компенсации бывает крайне сложно — процесс тянется годами.

«Дополнительные меры, включая автоматические штрафы, помогли бы навести порядок. Ведь многие продолжают ездить без страховки, и сегодня максимальный штраф за это нарушение — от 800 рублей до 5 тысяч»

— депутат Госдумы Ярослав Нилов
Полис ОСАГО
Изображение: АВТОЛАЙФХАКИ / Дзен

Что говорят эксперты

15 сентября автоюрист Екатерина Соловьева («Народный фронт. Аналитика») заявила, что с 1 ноября камеры начнут выявлять автомобили без ОСАГО. Но в Совете Федерации пояснили: окончательного решения пока нет, механизм находится лишь на стадии обсуждения.

Подорожание ОСАГО и отказ от страховки

Дополнительным фактором становится рост стоимости страховки. Центробанк летом заявлял о планах расширить тарифный коридор, что приведет к подорожанию полиса примерно на 15% по всей стране. В некоторых регионах цена может вырасти вдвое — там страховщики жалуются на частые махинации.

Из-за этого десятки тысяч россиян предпочитают вовсе не покупать ОСАГО, считая, что страховые компании все равно не выплачивают компенсации в полном объеме.

Автоматическая система штрафов за езду без ОСАГО в России пока не заработала. Камеры технически не готовы, а законодатели настаивают на том, чтобы дать водителям время на оформление страховки. Но дискуссия вокруг ОСАГО продолжается — на фоне подорожания полисов и растущего числа автомобилистов, которые отказываются от обязательной страховки.